Глубина 10 994 метра.
Советский наливатор,
который увидел дно.

Как в 1979 году инженер Лапшин спас научную экспедицию, превратил бытовой аппарат в исследовательский, и вошёл в историю
Самый глубоководный Наливатор в мире или история одного погружения.

Это был 1979 год. Лето, Камчатка, легкая зыбь и туман над портом. Научно-исследовательское судно «Профессор Лаврентьев» готовилось к своей самой амбициозной экспедиции — исследовании дна Мариинской впадины, самого глубокого места на планете.
Борт загружен аппаратурой, картографическими модулями, батискафом «Арго-7», надеждами и инструкциями. Среди инженерной группы, почти затерявшись среди ящиков с аппаратурой, незаметно прибыл старший инженер-гидросистем подводного флота Юрий Тарасович Лапшин.
Он вёз с собой новинку, разработанную в рамках засекреченного проекта по повышению быта на подводных лодках дальнего следования — наливатор НПЛ-12 «Барботер».
Научно-исследовательское судно «Профессор Лаврентьев» в порту Петропавловска-Камчатского, июнь 1979 года.
Перед началом исторической экспедиции к Мариинской впадине. На борту — уникальное оборудование и один очень необычный аппарат.
НПЛ-12 «Барботёр» в кают-компании.
Разработан для подводных лодок, но оказался готов к куда более глубокому погружению. Герметичность, встроенная камера и — главное — кран, проверенный в солёных водах трёх океанов.
Аппарат был создан не для глубинных исследований, а для вполне земных задач — снабжать экипаж напитками, при этом вести визуальную хронологию посиделок с помощью встроенной капиллярной камеры. Корпус из космического титана, автономная система стабилизации давления и температурный модуль позволяли использовать его в любых условиях — от Баренцева моря до Индийского океана.
Никто не собирался пускать его в дело — он был при Юрии Тарасовиче скорее как привычный чемодан, любимая вещь. Пока не случилась беда.
На исходе второго дня шторма, когда погодное окно открылось на считанные часы, выяснилось: у батискафа «Арго-7» треснул боковой компенсатор давления. Спуск отменили. Время ушло.
А потом кто-то в шутку сказал:
— А если вместо батискафа пустить наливатор товарища Лапшина?
Все посмеялись. Лапшин — нет.
Через час НПЛ-12 «Барботер» уже закрепляли в грузовой капсуле. Он подходил по габаритам. Его корпус выдерживал нагрузку. И у него была камера. Единственный прибор, способный зафиксировать не только замеры, но и сам момент прикосновения к неведомой бездне.
Погружение началось в 05:14 по судовому времени. На глубине 10 994 метра прибор передал первое изображение. Экспедиция замерла.
Перед объективом камеры открылся необычайный мир — густая чёрная вода, словно масляная, глубинные формы жизни, похожие на нитевидные ленты света, и огромный, идеально гладкий валун. Камера зафиксировала едва различимую рябь, будто от чьего-то дыхания. А потом — абсолютная тишина.
Командование тут же приняло решение — установить на дне табличку. Специальную. Сделанную на борту — на титановом отрезке, с гравировкой.
Манипулятор, управляемый с борта, опустил её рядом с валуном.
Теперь она стоит там — одна, на глубине 11 километров, прочно вдавленная в грунт.
Табличка на дне Мариинской впадины. Глубина 10 994 м. Фото с камеры наливатора.
Освещение от манипулятора зафиксировало не только табличку, но и нечто... живое? или инородное? До сих пор вызывает споры в научных кругах.
Награждение Юрия Тарасовича Лапшина в Кремле.
Генеральный секретарь Л. И. Брежнев вручает Орден Трудового Красного Знамени за выдающийся вклад в экспедицию и изобретательность в критической ситуации.
После возвращения судна в порт, Юрий Тарасович Лапшин был срочно вызван в Москву. В Кремле, лично Леонид Ильич Брежнев пожал ему руку и вручил Орден Трудового Красного Знамени — «за инженерную смелость, смекалку и вклад в глубоководную науку».
С тех пор НПЛ-12 «Барботер» считается самым глубоководным в истории человечества.
А снимки, переданные с его камеры, до сих пор публикуются в учебниках географии, океанологии и популярной науке.
Инженеры сменились. Корабли ушли в списание. Архивы пылятся. А табличка с надписью «ЗДЕСЬ БЫЛ ПЕРВЫЙ В МИРЕ СОВЕТСКИЙ НАЛИВАТОР»
до сих пор с гордостью стоит на дне — в самой глубокой точке планеты !